Велосипедистам в Германии легко.

03.09.2004
Уже более 5 лет я в Германии, в Ганновере. Живу интересно и полнокровно. Вероятно, ещё и потому, что каждый день сажусь на велосипед (в том числе и зимой -- в Северной Германии почти не бывает снега и морозов).

На железном "коне" езжу в магазин за продуктами, на уроки немецкого, в гости к друзьям, подработать на развозке газет, просто отдохнуть в парк или лес, летом -- на озеро. Получаю, помимо радости и здоровья, немалую экономию денег: проезд на общественном транспорте в центр города и обратно стоит не меньше 3 Euro. Поэтому летом на привокзальных площадях даже небольших немецких городов можно увидеть тысячи велосипедов.

Со временем я присоединился к местному содружеству любителей велопоездок. Позвонила моя приятельница Ира Егорова: сбор членов общества "Белая роза" на остановке "Maschsee" в субботу в 10 утра. Добрался туда на трамвае. По здешним правилам после 7 вечера в обычные дни и в любое время по выходным можно бесплатно провозить велосипед на трамвае или в метро (в это время транспорт полупустой и машина никому не мешает). В любом вагоне есть откидные места -- около них легко поставить велосипед и пристегнуть его резиновыми ремешками с крючками к какой-нибудь стойке. Уже на остановке увидел у одного из участников поездки в багаже котёл, разборный треножник, пакет сухого горючего: в Германии разводить открытый огонь на природе запрещено.

Старт. Ира дождалась, когда на маленьком светофоре, дублирующем главный, зелёный свет высветил знак велосипеда. Уверенно пересекла трамвайные пути и повела колонну из 8 машин на маршрут по переулкам, примыкающим к лесу и озеру. На тротуарах -- белая разделительная полоска. Дорожка, ближайшая к мостовой, наша. После войны кому-то из архитекторов пришла в голову светлая идея: на новых широких улицах, прокладываемых на месте разрушенных бомбардировками зданий, выделить место для велосипедистов. Ныне такие дорожки есть всюду, они пересекают город во всех направлениях, тянутся через парки, садовые участки (там нет никаких сторожей и замков), вдоль канала, параллельно автострадам. Правда, следует учитывать местную особенность: в городах Германии на улицах, кроме 2--3 "торговых" в центре, очень мало прохожих.

Внимание! Впереди вспомогательное шоссе без светофора. Наша руководительница не снижает скорости: на асфальте шоссе место пересечения с велодорожкой выкрашено в красный цвет -- здесь автомобили должны притормаживать. Кстати, и на обычных перекрёстках действует железное правило: преимущество у велосипедистов; останавливаются и "Мерседесы", и "Фольксвагены".

Наша маршрутная дорожка проложена вдоль маленькой речки Leina ("Верёвочка"), петляющей среди живописных лесов и полей. На воде -- красочные стайки диких уток. Кое-где асфальтовая лента пересекала луга. Вдоль дорожки стоят скамейки для отдыха, около каждой -- урна с пластиковым мешком для мусора. Может быть, поэтому вокруг так чисто. Встречались и специальные пирамидки, на них стрелки, условные знаки маршрута, расстояния до ближайших селений.

У старой поймы остановились на обед. По русской традиции термосы, домашние бутерброды и фрукты сложили вместе. Подожгли сухой спирт под треногой, дамы затеяли варить суп из концентратов. Я поднялся по лестнице на деревянную вышку. Наверху замер от удивления: во все стороны света тянулись дикие болота, а на ближайшем дереве находилось гнездо редкостных птиц -- журавлей-красавок. Подлетали взрослые птицы, птенцы дружно раскрывали клювики... Умеют в Германии беречь природу!

...Приобрести велосипед легко. Сколько в веломагазине всевозможных моделей! Мужские и женские, для дорог и горных троп, с разным числом скоростей, с багажником впереди или сзади. Есть совсем экзотические: для поездок полулёжа, для прогулок вдвоём, трёхколесные. Трудно перечислить разные приспособления: креслице для ребёнка, навесные сумки на один или оба борта, планшет на руле для карты, мигалки, измерители пути и скорости. Предлагаются даже специальные составы: закачай его внутрь камеры, и никакие проколы не страшны! Увы, даже цена простого дорожного велосипеда "кусается" -- не меньше 200--300 Euro. Недёшевы и детали. Например, пластмассовый кожух, прикрывающий цепь, стоит 8 Euro.

Пообжившись, я заметил: на "блошиных" рынках, которые устраиваются в городе по субботам, легко купить машину на ходу всего за 15--30 Euro. А можно просто найти неприкаянный велосипед (особенно осенью). В стране много богатых людей. Зачем тратиться на транспортировку уже не нужной машины на склад утиля? Проще оставить его где-нибудь в сквере, у автомобильных гаражей или свалок. Вот почему у заядлых членов "Белой розы" в подвале ("келлере", по-местному) на всякий случай пылятся 2--3 машины. Кстати, в каждом доме в Германии есть такая кладовка-"келлер" -- идеальное место для хранения машины. Сменив уже несколько велосипедов, должен отметить их высокое качество: они легки в ходу, почти не требуют обслуживания, весьма надёжны. Единственное, что часто ломалось -- упомянутый кожух для цепи.

В городе нет ремонтных мастерских, впрочем, кое-что могут сделать в веломагазинах. Наши умельцы на самообслуживании: детали снимают со старых или брошенных машин.

 

Ещё одна Велостоянка :)

При различных поездках (например, в магазин), когда надо велосипед оставить на улице, его прикрепляют цепочкой с замком к специальной металлической полускобке, врытой в землю. Такие приспособления есть у каждой сберкассы, библиотеки, церкви, театра, кино. Не возбраняется "прицепиться" временно к любому забору или столбу. Само собой, несколько полускобок есть у каждой трамвайной остановки и у вокзалов. На последних иногда имеются закрытые платные стоянки. Должен, к сожалению, и поругать нашего брата-велосипедиста. Случается, что он, подобно пешеходам в России, сгоряча устремляется на красный свет светофора или по вечерам едет без огней.

Я и Ира Егорова купили в книжном магазине атлас веломаршрутов вдоль

реки Везер. Стоил он недёшево -- 10 Euro. Но я такую покупку упустить не мог. Эх, нам бы в походах далёкой юности, вместо неизвестно откуда срисованных кроков, такие карты! Красочные, точные, крупномасштабные (в 1 см -- 800 м), с описанием всех достопримечательностей, так и зовущие в дорогу! Маршрут вдоль одной из главных рек Германии, Везер, текущей через Бремен к Северному морю, представлен 9-ю участками. Три из них уже прошли велосипедисты "Белой розы". Расскажу о маршруте Хамельн -- Боденвердер.

Мы собрались осенним утром на главном вокзале Ганновера. Чтобы сделать поездку максимально дешёвой, покупаем ж.-д. билеты выходного дня Wochenendeticket -- настоящий клад для путешественников. Такой билет стоит 28 Euro, но по нему можно ехать впятером на пригородных поездах целый день куда угодно и с любым числом пересадок. Он действителен и в городе: на трамвае, метро, автобусе. Естественно, мы собираем группу, кратную пяти: 5, 10 или 15 человек. Но для этого Ире Егоровой приходится основательно потрудиться пару дней, обзванивая всех членов клуба. Садимся в первый вагон: там у откидных сидений легко поставить велосипеды и их пристегнуть к стенке и друг к другу. На провоз машин приходится покупать дополнительные билеты. Здесь совсем не обязательно дежурить около велосипедов с поклажей, можно ехать и в соседнем вагоне: воруют очень редко.

Хамельн -- город, о котором узнал весь мир по сказке братьев Гримм. У информационного бюро мы увидели надпись "Weserradweg" (маркированный веломаршрут вдоль реки). Отсюда Ира Егорова повела нашу колонну вдоль прекрасной реки мимо лесных гор, лугов с мирно пасущимися лошадьми и коровами. Движемся от одной надписи к другой. Асфальтовая дорожка тянулась вдоль берега, иногда по улицам деревень. На карте были отмечены места привалов, там стояли крепко сбитые столы и скамейки. Встретились даже ресторан и отель для велотуристов! Но вот впереди паром. Когда он отходит от берега, цепь натягивается и преграждает путь. Можно врезаться в неё с ходу! Нам такое не грозило: мы прочли предупреждение на карте. 5 часов пути -- и перед нами Боденвердер, родина ротмистра русской армии славного барона Мюнхгаузена.

Ныне в Германии нелёгкие времена: много безработных, пустые больничные кассы, дыры в городских бюджетах. Но велосипедные дорожки, опоясывающие всю страну, в отличном состоянии. Местные власти понимают: лучше тратить деньги на ремонт дорожек и очистку их от осенних листьев, чем на врачей и лекарства.

Феликс ПАТРУНОВ, Ганновер (Германия).

По материалам (ВВ N 64 май 2004)